Ваш гиперактивный ребенок. Как жить рядом с ним? Как помочь в школе?

Таких детей заметить очень легко: шумные, непослушные, не могут усидеть на месте, не слышат взрослых. Им бывает сложно общаться и учиться, а их родителям — сложно смириться с тем, что ребенок «не такой». СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) — это не результат плохого воспитания и не болезнь, это расстройство, с которым можно научиться справляться.

Ирина Лукьянова, учитель школы «Интеллекту­ал» и создатель форума для родителей детей с СДВГ (sdvg-deti.com), уверена: «Невнимательность и гиперак­тивность у таких детей — это только верхушка айсберга. На самом деле больше всего поражены воля, организо­ванность, самоконтроль, способность «себя вести». Можно сказать, что ребенок с СДВГ себя «не ведет», у него просто нет этой важной для жизни в обществе функции. Это дети «без царя в голове» — того самого царя, который управляет «внутренним государством», у них нет. Важно знать, что и психологический возраст такого ребенка на 30% меньше биологического: ему исполнилось семь лет, и он идет в школу, но на самом деле он ведет себя и реагирует на события как обычный ребенок четырех с половиной лет».

ОШИБКА №1: ВЫ НЕАДЕКВАТНО ВОСПРИНИМАЕТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА

Тут можно выделить две крайности: первая — считать, что он так себя ведет потому, что просто невоспитан­ный, «издевается», глупый и ленивый, так что надо быть с ним пожестче и посуровее. В некоторых случа­ях родители относятся к такому ребенку как к больно­му малышу, которому все нужно спускать с рук. Вторая крайность — видеть в подобных проявлениях признаки одаренности и таланта, необычности, думать, что учи­теля просто «не умеют» учить такого исключительно­го ребенка.

И то, и другое — неверно: СДВГ — это особенность раз­вития вашего ребенка, а не болезнь или уж тем более не умственная отсталость. Кстати, у мальчиков СДВГ бы­вает примерно в три раза чаще, чем у девочек, а у 40% гиперактивных детей хотя бы один из родителей — с ана­логичными симптомами. Признаки СДВГ могут про­являться довольно рано, особенно заметны становятся в дошкольном возрасте, в 4−5 лет. Ругать, усиленно вос­питывать, не обращать внимания или попустительство­вать — ничего из этого не поможет, потому что на самом деле гиперактивный ребенок вовсе не издевается и не игнорирует правила. Он просто не может их запомнить.

Чем раньше вы познакомитесь с этой особенностью, изучите ее и поймете, что можете сделать — тем лучше. Строго говоря, надо понимать лишь две вещи — что именно нарушено и чем помочь.

ОШИБКА №2: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА ВЫ ПЕРЕКЛАДЫВАЕТЕ НА ШКОЛУ

Отправляя ребенка в первый класс, вы можете предупре­дить учителя о его особенностях, но делайте это лишь в том случае, если вы уверены в профессионализме пе­дагога. До сих пор не редки случаи, когда на ребенка с СДВГ, который наблюдается у невролога или психиа­тра, навешивается ярлык «не такого», «нервного», «пси­ха», «необучаемого» — разумеется, это недопустимо ни с этической, ни с человеческой точки зрения.

Идеальный первый учитель для ребенка с СДВГ — очень спокойный, размеренный, без эмоциональных всплесков, терпеливый, систематичный и педантич­ный, при этом доброжелательный (очень важно!) и открытый, способный принять ребенка. Он не дол­жен жестоко карать за отсутствие аккуратности и прилежания, которых у вашего первоклассника, ско­рее всего, не будет. Хороший педагог начальных клас­сов это все умеет, даже если не очень четко знает, что такое СДВГ.

При этом, как ни странно, заслуженные учителя с тридцатилетним стажем работы редко находят взаимо­понимание с гиперактивными детьми. Именно от таких учителей мамы чаще всего слышат: «Я много лет рабо­таю, но такого ребенка никогда не видела».

Пусть вашей основной целью ста­нет выстраивание сотрудничества между вами, ребенком и школой. Важно оставаться при этом на сторо­не ребенка (это не значит, что его нельзя ругать, но вашу поддержку он должен чувствовать безоговорочно). А еще не менее важно научиться не посвящать школьным «разборкам» все свободное время.

К сожалению, конфликты почти неизбежны: гипе­рактивные дети — не самые «удоб­ные» ученики.

Но помните, что у школы свои за­дачи — и многие из них не учитыва­ют индивидуальность ребенка, а связаны с обобщенными показате­лями, графиками и результатами. У ребенка тоже задачи свои: полу­чить максимум возможного из школьной программы, научиться общаться со сверстниками, не по­терять уверенность в своих силах. А у вас задача уже третья: вырастить счастливого, самостоятельного и ответственного человека. Так что от­правляясь общаться с учителями, заранее настройтесь на диалог и по­иск компромисса, а не на агрессив­ную защиту, сохраняйте спокой­ствие, но помните о том, зачем вы это делаете.

ОШИБКА №3: ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ СИЛЬНЫХ СТОРОН РЕБЕНКА

Возраст с 5 до 9 лет — самое подходя­щее время, когда многое можно ис­править, поработать над развитием недостающих навыков.

Обязательно обратитесь к ней­ропсихологу: он проведет специаль­ную диагностику, чтобы понять, какие именно высшие психические функции у ребенка нарушены. Не­смотря на то, что проявления СДВГ в основном одинаковые, картина на­рушений у разных детей может зна­чительно различаться, есть пробле­мы с обработкой определенных видов информации, хуже работают разные виды памяти.

Нейропсихолог не только проте­стирует ребенка, но и даст рекомен­дации, на что опираться. Возможно, у вашего школьника потрясающая зрительная память, а слуховая рабо­тает хуже, или наоборот. Зная силь­ные и слабые стороны ребенка, вы будете понимать, над чем работать, а в чем у него уже есть неплохое пре­имущество.

ОШИБКА №4: ВЫ НЕ ПОЛЬЗУЕТЕСЬ «ЛАЙФХАКАМИ»

Поскольку у таких детей обычно страдает организация и планиро­вание, ему помогут различные «ор­ганизующие жизнь» методы. Это списки, самые разные «напоминал­ки», таймеры — особенно такие, где часы, минуты и секунды отображе­ны визуально. Ребенку необходимы четкие и понятные алгоритмы, вы­работанные совместно правила для ежедневной бытовой жизни, школьных и домашних дел. Вы бу­дете создавать для ребенка понят­ную, предсказуемую среду, посте­пенно обучать его навыкам, которых ему не хватает — и по мере их освоения он будет все более са­мостоятельным.

ОШИБКА №5: ВЫ СЛИШКОМ СЕРЬЕЗНО ОТНОСИТЕСЬ К ШКОЛЬНЫМ ОЦЕНКАМ РЕБЕНКА

Вы искренне расстраиваетесь из-за плохих оценок, жестко требуете их исправления. Но гораздо важнее на­ходиться в контакте со школой, по­нимать, что происходит. Попросите учителя учитывать особенности ре­бенка, подойти к нему более инди­видуально, объясните, что ваша об­щая задача — это научить ребенка управлять собой, а не добиться, ска­жем, идеального почерка. Да, у уче­ника, скорее всего, будет множество ошибок из-за беспечности, непра­вильного понимания задания, из-за того, что он «не услышал» — но это неизбежно.

Будет здорово, если ему разре­шат иногда вставать с места, чтобы выйти попить и размяться, позво­лят в каких-то случаях сдать мате­риал устно, а не письменно. Такие дети обычно сложно воспринимают «безличные» об­ращения учителя, адресованные всему классу сразу: «Открыли тетради, пишем». Гиперактивный ребенок просто не понимает, что и к нему эти слова относятся. Возможно, учитель найдет возможность как-то обра­тить на себя внимание, если ребенок отвлекся — не окриком «Вася, опять ворон считаешь!», а, например, тихонько постучав пальцем по парте.

ОШИБКА №6: ВЫ РЕШАЕТЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ С УЧЕБОЙ

Школьные неудачи гиперактивного ребенка важно рассматривать в комплексе, ведь именно СДВГ может стать причиной многих учебных трудностей. Среди них — дислексия (нарушение способности освоить на­выки чтения), дискалькулия (нарушение счета и в целом восприятия математики), дисграфия (наруше­ние процесса письма, зеркальное написание букв или цифр, написание слов задом наперед, путаница букв), дизортография (проблемы с распознаванием симво­лов и их расположением).

ОШИБКА №7: ВЫ ТЕРЯЕТЕ НАДЕЖДУ

Вам кажется, что справиться с этим невозможно, по­тому что жизнь превратилась в сплошную борьбу — за учебу, за оценки, за организованность и вниматель­ность, за ребенка и с ребенком.

По статистике, 40% мам детей с СДВГ склонны к де­прессии, а разводы в семьях, где растет такой ребенок, происходят в три раза чаще. Очень важно научиться понимать и принимать эту ситуацию, иначе у вас про­сто не хватит сил. Вы злитесь, что ребенок «не слуша­ется» — но он делает это не из вредности. Ему и самому очень непросто быть таким: слишком близко та черта, за которой ребенок может решить, что он — сплошная проблема, от него всем плохо. Это очень тяжело, а главное, опасно послед­ствиями.

Ребенок должен видеть мамину любовь, а не убеждать­ся, что он всем мешает своей разболтанностью. Обращайте на него как можно больше «положительного внимания», отрицательного ему и так хва­тает. Реагируйте эмоциональ­но не тогда, когда он снова сделал что-то не так, опоздал, потерял, прослушал. Отме­чайте его успехи — даже са­мые небольшие, убедитесь, что его жизнь наполнена интересными события­ми и теплом.