Похвалите ребенка за двойки в школе

Хотя мы все уже сто раз слышали о том, что оценки ничего не значат (и лучше бы их отменить вообще), но так уж человек устроен — он всегда слишком много значения придает оцениванию своих способностей (вспомните хотя бы любовь к тестам в соцсетях) и к оцениванию своих детей (так как все тайно мечтают воспитать гения и вундеркинда, как будто это что-то хорошее).
Полина Волошина еще раз повторяет очевидные истины, которые так легко забываются в порыве отчаяния — «Что делать, если ваш ребенок приносит плохие оценки?»

Полина Волошина
журналистка

Начнем с самого главного — плохие оценки никогда не должны быть поводом для домашних скандалов и никогда не должны оставаться без внимания. Своего рода это сигнал о том, что у вашего ребенка случилась проблема с ним самим, или с его окружением, или даже с вами? Собираемся с духом и начинаем разбираться.

Есть несколько десятков причин, почему ребенок может получать плохие оценки

Рассмотрим самые популярные:

  • Вашему ребенку элементарно скучно (и чем ребенок умнее, тем скучнее ему может быть). Система образования не совершенна, учебники плохие, да и приличных учителей с горящими глазами и хорошо подвешенным языком единицы (и, к сожалению, запросто может быть, что в вашей школе не будет ни одного).
    Великие педагоги могут заинтересовать любым предметом и в любом возрасте. Ту же пропись можно преподносить, как каллиграфию, рассказывая, какие виды этого искусства существуют и показывая не только «мамамылараму», но и арабскую вязь или японские иероглифы.

История — предмет, который по сути своей не может быть скучным, ведь исторические сериалы это то, от чего не в силах оторваться ни один человек, но именно предмет истории чуть ли не более всех пострадал в школьной системе и превратился из увлекательного мира великих личностей и событий, в невыносимую таблицу из фамилий и дат!

Математика может быть показана, как захватывающая логическая игра, а уж биология, физика и химия это вообще магия в чистом виде! Но нет, все эти науки умудряются преподавать так, что со скуки даже мухи дохнут, что уж говорить про детей, в которых заложен термоядерный запас энергии? Им даже просто удерживать себя сидя в одном положении на протяжении 45 минут катастрофически сложно, а тут еще надо запоминать кажущуюся абсолютно бессмысленной и неинтересной информацию.

Да, существует мнение, что ребенок должен уметь усваивать даже скучный предмет, из скучного учебника, с объяснениями скучного учителя. Должен, но не хочет.

И знаете как это называется? Плохая дисциплина? Нет, это естественная реакция здорового ребенка без травмированной психики. Если ваш ребенок говорит, что ему скучно — ищите подход, объясняйте сами, меняйте школу или просто забейте. В конце концов, это не стоит того, чтобы заставлять страдать маленького умного человека!

  • Ваш ребенок еще не дозрел. Родители жутко эгоистичные существа. Они только кричат, как любят своего ребенка, а на деле большинство постоянно видит в своем малыше уникума и мечтает о том, как он станет самым умным в классе, самым быстрым в спорте и самым богатым в бизнесе. Слушайте, но это не любовь — это скачки, собачья выставка или ярмарка тщеславия. Любовь к ребенку это желание видеть его счастливым. Совершенно нормально, если кто-то в 6 лет уже считает до ста, а кто-то научится этому только к 8 годам. В свои 18 эти двое скорее всего будут соображать на одном уровне, но в маленьком возрасте разница может быть более ощутима.

    Если ваш ребенок в 6 лет уже легко справляется с программой 1 класса — отдавайте его в школу и радуйтесь оценкам.

    Если же он мучается и не может решить элементарные задачи, с которыми, как вам кажется, он уже должен справляться, отстаньте от малыша и не заставляйте его учиться насильно. Лишний год погоды не сделает, зато поможет ребенку дозреть и не чувствовать себя в классе самым слабым. Зато чрезмерная зубрежка, дополнительные занятия в саду или даже репетиторы для дошкольника это самый короткий путь к серьезным проблемам с психикой в дальнейшем.

Вашего ребенка не любит учитель. Да сплошь и рядом такое, особенно, если ребенок хоть немного отличается от стандарта. Чуть более шумный, более тихий, более подвижный или более замкнутый. Учителя тоже живые люди, они практически всегда осознанно или нет, кому-то симпатизируют (и, в таком случае, могут прощать любые ошибки, тянуть, завышать оценки и давать второй, третий, десятый и двадцать пятый шанс исправиться), а могут невзлюбить и все в этом ребенке будет учителя раздражать.

Если к несправедливым оценкам в школе, которые и так очень обидно получать, добавится еще и критика родителей, убежденных в том, что учитель всегда прав, вы очень быстро получите либо сломанного ребенка, либо проблемного

Проблемы будут расти, как снежный ком и, однажды начав эту борьбу, вы уже не сможете ее остановить, рискуя потерять контакт с ребенком на долгие годы.

  • Ситуация, когда стоит напрячься — ваш ребенок приносит плохие оценки по определенному предмету. Приносит их часто, будто учителю доставляет удовольствие раз за разом убеждаться, что ученик не справляется с предметом. Учитель не вызывает вас для разговора, не предлагает решений, не предлагает ребенку остаться после уроков и обсудить проблему. Заметили нечто подобное — бегом в школу! Поговорите с педагогом. Поговорите с директором. Займите позицию человека, который хочет разобраться, пока никого не обвиняя, но и не делая виноватым ребенка!

    Всегда помните и, не забывайте ни на секунду — эти люди в школе вам никто, а ваш ребенок ваше все.

    Никогда не нападайте на ребенка, чтобы «выслужиться» перед учителями.
    До сих пор с содроганием вспоминаю реплики некоторых родителей на школьных собраниях, когда, выслушав критику в адрес своего ребенка, они отвечали «Ух, я приду ноги ему переломаю!», «Ух я ему всыплю», «Ну все, больше никакого ему компьютера!» и прочие угрозы, будто это должно было поднять их в глазах представителей школы и показать, какие они хорошие и ответственные! Это предательство в самом чистом виде, а когда ребенка предает его родитель — ребенок разрушается и получает травмы, которые остаются с ним на всю жизнь.

  • В вашей семье произошли перемены. Возможно, вы не предали этому значения и не заметили связь между неким событием и плохими оценками, а ведь большая вероятность, что внезапное падение успеваемости напрямую связано с тем, что произошло в семье.

Самой распространенной причиной, пожалуй, является рождение еще одного ребенка.

Тогда маленький человек, особенно если он привык быть единственным, внезапно перестает быть малышом, переходит в разряд «совсем больших» (к чему он может быть не готов) и, как ему кажется, лишается внимания и любви родителей. Как будто все самое лучшее теперь достается кому-то другому, а от него просто избавились, отправив в школу. Плохие оценки и плохое поведение в этом случае могут быть попыткой обратить на себя внимание, но занятые младенцем родители внимания не обращают, а только страшно сердятся, словно подталкивая к новым и новым «испытаниям» их нервной системы. «Да что ж такое случилось?» — злятся родители. — «Почему ребенок стал таким ужасным?» Или даже «За что ты так с нами поступаешь?» «За то, что вы променяли меня на другого», — думает ребенок, а иногда даже не думает и сам не понимает, почему превратился в маленькое чудовище, постоянно доводящее маму до слез. В такой ситуации стоит бросить все силы на восстановление доверия.

Прозвучит странно, но своему старшему ребенку вы сейчас нужнее, чем новорожденному.

Другими причинами могут быть развод родителей и неосознанная или осознанная «месть» за расставание с любимым родственником, болезненная реакция на изменившееся поведение мамы, если после развода она стала раздражительной, депрессивной или, допустим, ударилась в поиски новой любви, забыв о ребенке (что, к сожалению, так же естественно, как и безобразно). Или даже переезд в другое место, город или страну, что как бы выбивает почву из под ног и может сделать ребенка неуверенным в себе. Отдельная тема это смерть кого-то близкого, но уж такую явную причину, я думаю, никто не проглядит.

  • Состояние здоровья И это тоже может быть тревожным сигналом. Довольно часто родители ищут причину во внешних факторах, в то время, как поводом для низкой успеваемости может быть какое-то заболевание, перенапряжение, авитаминоз или просто недосып. Возможно вам стоит пересмотреть график активностей вашего ребенка, ведь если помимо школы он занимается еще и программированием, шахматами, плаванием и французским языком, то, вполне возможно, он банально выматывается и уже не в силах воспринимать новую информацию. Если нагрузки посильные — покажитесь педиатру и пройдите медицинский осмотр, быстрая утомляемость и невозможность воспринимать и запоминать информацию, к сожалению, может быть симптомом заболевания.

    А может быть ваш ребенок просто плохо спит?

    Проследите, как долго он спит и насколько качественным сном. В спальне ребенка должна быть удобная кровать с жестким матрасом, абсолютная темнота (блэкаут шторы вам в помощь, если, конечно, у ребенка нет страха темноты), чистый прохладный воздух и отсутствие посторонних звуков (шум с улицы, включенный телевизор или шумный сосед (брат, сестра) не дают хорошенько выспаться и восстановиться, а значит и с вниманием будут серьезные проблемы.

  • Ваш ребенок не любит учиться. И такое тоже бывает. Он уже и дозрел, и школа отличная, и учителя его обожают, и дома все замечательно, а он не любит и все. Читать ему скучно, считать не нравится, пишет, как курица лапой, отвлекается, смотрит в окно, ворон считает, рисует роботов, болтает с другими, спит на уроках или даже поет

Что ж, это будет непростой путь, но вы справитесь.

  • С большой долей вероятности у вас растет неординарная личность, которая просто не приемлет вписывание себя в какие либо рамки. Смиритесь, проявите понимание и уважение. Попробуйте разглядеть интерес и талант, сменить направление школы (перейдя, допустим, в спортивную или более творческую?) А может даже вам придется рассмотреть вариант домашнего обучения или же просто махнуть рукой и позволить ребенку учиться как попало, решая проблемы по мере их поступления.

И знаете — увидев в следующий раз двойку в дневнике, сразу же найдите за что похвалить ребенка и похвалите его. Пусть он знает, что любовь никак не связана с оценкой его способностей какими-то чужими людьми и для родителей он самый лучший вне зависимости от его успехов в школе.