Про Медовый, Яблочный и Хлебный Спасы
Август — щедрый, урожайный месяц. Именно за это народ прозвал его «густырь». Многие праздники наших предков-славян приходилось на это время и были связаны со сбором урожая и проводами лета. Пришедшее на Русь из Византии православие впитало древние славянские традиции. Результатом взаимопроникновения двух культур стали своеобразные народные праздники и удивительные обычаи.
Самыми яркими представителями августовских народных и религиозных праздников до сих пор являются Спасы. Трехнедельный период, в который медовый, яблочный и хлебный Спасы следуют друг за другом, назывался Спасовка или Обжинок, поскольку за это время обычно заканчивали жатву ржи.
Первый Спас, известный как Медовый, Маковый или Спас на воде, празднуется 14 августа. Его христианская история связана с выносом в Константинополе святого креста для поклонения. Этот обычай был призван избавить людей от болезней. В традицию русской церкви этот праздник привнес князь Андрей Боголюбский по случаю победы над волжскими булгарами.
Поскольку к этому времени пчелиные ульи обычно были до отказа заполнены медом, появилась традиция заламывать соты и освящать медовый урожай в церкви именно в эту дату. После освящения свежим медом угощали нищих и больных людей. Крестьянские дети веселыми стайками бегали по дворам пчеловодов и выпрашивали свою долю меда, желая хозяевам благополучия и здоровья.
Также 14 августа освящали воду, а потом купались в ней сами и купали скот. После «мокрого» спаса купаться было уже не принято. Считалось, что вода становится холоднее и «цветет».
В этот спас начинались проводы лета. Крестьяне скрупулезно отмечали признаки окончания лета в народных календарях: отцветают розы, пчелы больше не несут мед, птицы замолкают и объединяются в стаи, готовясь к отлету.
В Древней Руси праздник проводов лета назывался Макавей и был связан со сбором мака и приготовлением различных блюд из него. До сих пор до конца неизвестно, есть ли связь между почитанием ветхозаветных мучеников Маккавеев и древнерусской традицией сбора мака. Свойственное русскому православию наложение культур привело к тому, что именно в этот день было принято на стол выставлять различные блюда из мака: постные пироги, маканцы, булочки, рулеты, маковые плюшки, пряники с маком и медом, пироги. Нередко в начале трапезы на стол подавались маковые блины с медом. Из меда делали хмельной мед, сбитень и просто ели с хлебом и пирогами.
Второй Спас, Яблочный, связан с христианским праздником Преображения Господа Бога и Спаса Иисуса Христа, он празднуется 19 августа. Обычно к Преображению на огородах созревал урожай летних фруктов и овощей. Издавна этот первый урожай было принято подносить Богу. Среди только что поспевших плодов, «начатков», преобладали яблоки. Так со временем и закрепилось за христианским праздником «яблочное» название.
Но есть у второго Спаса и другие известные имена: Праздник первых плодов, Первые осенины, Спас на горе (в честь христианского чуда Преображения, которое случилось на горе Фавор), Средний Спас, Горохов день (в этот день собирали еще и горох).
Яблоки и многие другие плоды до второго Спаса не ели. Было такое поверье, что если откусишь от освященного яблока и загадаешь желание, оно обязательно сбудется. Освященные яблоки было принято класть на могилы умерших детей. Спасовскими яблоками обязательно угощали нищих, сирот и бездомных, в память о погибших предках: «На второй Спас и нищий яблочко съест». Ну и конечно празднование Яблочного Спаса обязательно сопровождалось приготовлением различных блюд из яблок. Хозяюшки пекли яблочные пироги, варили варенье и потчевали им друг дружку. А вечером, на закате, выходили в чисто поле, чтобы с веселыми песнями проводить солнце и попращаться с летом.
Третий Спас приходится на 29 августа, его называют Хлебным, Ореховым, Холщовым, Спасом на полотне. У христиан праздник был связан с перенесением Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь. К этому моменту обычно заканчивали уборку хлеба и могли начать сеять озимые хлеба (отсюда еще одно название этого праздника, «Досевки»). Также в этот день торговали холстами и полотнами, освящали новые колодцы и обходили их кругами, как бы завершая летний период. Сельские жители обычно отмечали этот день свежеосвященным хлебом, пирогами из нового хлеба. С третьего спаса начинали заготовливать на зиму лесные орехи.
Поскольку крестьянам нужно было заканчивать летние полевые работы, они праздновали третий спас не слишком шумно. В городах начинались великоденские гулянья, а в деревнях осенние хороводы с протяжными песнями.