Путешествуем сами по Эрмитажу!

В одном из крупнейших музеев России — Эрмитаже, где хранится до двух с половиной миллионов подлинных произведений искусства и памятников культуры народов многих стран мира, невозможно за один или несколько дней подробнее осмотреть все выставки, представленные там. А если располагаете ограниченным временем, то особенно трудно решить, по какому пути идти, на что обратить внимание в первую очередь и от чего отказаться при общем обзорном осмотре музея. Ведь маршрутов экскурсий по Эрмитажу может быть много. Попробуем попутешествовать виртуально по одному из них, чтобы кратко ознакомиться с историей музея и занимаемых им зданий, а античными памятниками, с оружием которым сражались рыцари в средние века, с картинами итальянских художников эпохи Возрождения и великих мастеров других европейских стран, с замечательными произведениями, созданными талантом русских мастеров и изобретателей.

Для того, чтобы лучше ориентироваться в расположении выставок, дабы иметь чёткое представление, куда следует идти, нужно пользоваться указаниями в тексте путеводителя, а также планами, где обозначен маршрут осмотра.

Наше путешествие в Эрмитаже начинается с Главного подъезда Зимнего дворца. Это самое большое и самое старое из пяти зданий, занимаемых ныне музеем. Эрмитажные выставки появились во дворце лишь во время СССР, а до революции он являлся резиденцией русских царей.
Зимний дворец был построен по проекту одного из крупнейших архитекторов 18 века — В.В. Растрелли. Благодаря усилиям многих тысяч мастеров, присланных из различных губерний России, дворец возвели лишь за 8 лет (1754-1762 гг.) Огромное прямоугольное в плане здание, с фасадами, украшенными многочисленными колоннами, с лепными украшениями, обрамляющими наличники окон.ю с декоративными скульптурами и вазами над крышей — оно производит парадное и торжественное впечатление.

Но в настоящее время лишь внешний вид здания и отдельные залы напоминают о первоначальном облике дворца времен Растрелли. Причиной этому — большой пожар, возникший в 1837 году. Он уничтожил всё здание за исключением его каменных стен. Архитекторы В.П. Стасов и А.П. Брюлов, восстанавливая дворец после пожара, оформляли его залы заново. Царская резиденция в соответствии с новыми вкусами русского общества, характерными уже для 30-х годов 19 века.

 

Главная лестница Эрмитажа

Главная лестница, с которой начинается осмотр музея, поражает своими размерами и великолепием убранства. Высота ее, равная 22 метрам, еще более ощутима благодаря плафону — огромной картине на потолке с изображением неба и парящих в облаках над горой Олимп античных богов. Окна и зеркала по сторонам также «расширяют» пространство, увлекая взор как бы за пределы стен. Двойным разворотом широкая лестница из белого мрамора поднимается вверх, в сторону парадной и торжественной колоннады серых гранитных колонн. Убранство дополняют покрытые позолотой лепные узоры на стенах и бронзовые бра с подсвечниками, белые гипсовые скульптуры божеств и росписи на потолке вокруг плафона.

 

 

В создании лестницы, так же как и в оформлении парадных залов дворца, участвовали многие замечательные мастера-резчики, позолотчики, мраморщики, паркетчики и т.д. Но имена их почти не дошли до нас, так как это были простые люди из народа, часто крепостные мастера.

 

Почему Эрмитаж так называется?

После площадки Главной лестницы перенесемся в павильон, построенный в 60-е годы по проекты архитектора Ж.-Б. Валлена де Ламота. Подобные павильоны, предназначенные для интимных встреч и приемов, называли в то время «эрмитажами», что значит в переводе с французского «место уединения» или «приют пустынника». Впоследствии, когда коллекции картин, скульптур и других художественных ценностей, которые приобретались за границей для украшения залов, выросли и возник целый музей, его назвали так же, как называли здание, где он зародился, — Эрмитажем. Датой основания Эрмитажа считают 1764 год, когда за границей была куплена первая особенно крупная коллекция картин.

 

Павильонный зал

В середине 19 века помещения внутри павильона (впоследствии названного Малым Эрмитажем) подверглись перестройке. Архитектор А.И. Штакеншнейдер создаёт на их месте светлый и нарядный Павильонный зал.

 

 

Легкая галерея, опирающаяся на ряды стройных белых колонн из мрамора, мозаичный пол, «фонтаны слёз» на стенах, похожие на знаменитый Бахчисарайский фонтан, люстры из позолоченной бронзы и хрусталя, сверкающие в лучах света, который вливается через большие окна со всех четырех сторон, придают залу особенно праздничный вид. Мозаичный пол в Павильонном зале был набран русскими мастерами — учениками Академии художеств. Он является уменьшенной копией мозаик, найденных при раскопках древних римских бань — терм Тита.

Известные своей красотой и изяществом часы «Павлин» также находятся в Павильонном зале Эрмитажа.

 

«Висячий сад»

За окнами взору открывается красивый вид: с одной стороны широкий простор Невы, с другой — прямо на уровне высокого второго этажа — «Висячий сад». Он устроен над крышей больших помещений, где раньше располагались царские конюшни, а ныне оборудованы залы для выставок музея. Толстый слой грунта позволяет высаживать здесь не только цветы, но даже кустарники и деревца. Сад украшают мраморные скульптуры и фонтан. В специальных голубятнях обитают голуби. Раньше, кроме них, в саду жили фазаны и павлины, а иногда для забавы выпускали из клеток белок. Зимой здесь устраивали горки для катания на санках.

Подобные «висячие сады», так же как и павильоны — «эрмитажи», были в моде в 18 веке, часть из них сохранилась до нашего времени (в частности, в Екатерининском парке в г. Пушкине — бывшем Царском Селе). В галереях, примыкающих к «Висячему саду», размещались первые коллекции произведений искусства, которые начали собирать при дворе.

В 70-е годы 18 века, в связи с дальнейшим ростом коллекций, рядом с Малым Эрмитажем, вдоль линии набережной, архитектор Ю.М. Фельтен строит еще одно музейное здание. Впоследствии его стали называть «Старым Эрмитажем» в отличие от «Нового Эрмитажа», возникшего позднее, в 1850 году.