Почему дети «века гаджетов» на самом деле перестали двигаться и играть

Ничего не интересно, ни во что не играют, не гуляют, не двигаются — стандартные претензии к современным детям. Телефон, компьютер, соцсети — стандартный список обвиняемых. Но не всё так просто, уверена Лилит Мазикина.

Ленивое поколение

В социальных сетях постоянно всплывают посты о том, как изнежены современные дети. В список претензий входит: совсем не двигаются, не гуляют, не играют друг с другом во дворе. Причина? Ничего не интересно, кроме гаджетов, онлайн игр и мемов.

Претензии, надо сказать, в отношении многих современных детей и подростков отражают настоящее положение дел. Если ребёнок не ходит на танцы, гимнастику, какой-нибудь вид спорта подвижнее шахмат, то он, скорее всего, рыхлый, вялый, не умеет нормально бегать и максимально безопасно падать. Тревогу по этому поводу бьют учителя физкультуры по всей России: дети не справляются с элементарной программой, получают травмы буквально на ровном месте.

Вот краткий список того, что должен уметь ребёнок к десяти годам в плане движения:

  • бегать, правильно ставя стопу, прыгать и скакать несколькими разными способами,
  • ползать на четвереньках уверенно и быстро,
  • залезать на шведскую стенку, высоко подтягиваясь на руках и используя ноги, и аккуратно спускаться с неё,
  • группироваться, прыгая вниз или вперёд, и падая в любом направлении,
  • уверенно делать широкие движения руками, например, вращать ими или изображать, как летает птица,
  • балансировать на одной ноге, качаться на двух ногах со стопы на носок, прокручиваться на одной ножке, приседать на двух ногах, не заваливаясь,
  • кидать и ловить нетяжёлые некрупные предметы,
  • оценивать опасность или безопасность движения и для себя, и для того, кто находится рядом.

Большинство современных мам и пап умели в детстве больше: например, кувыркаться, кататься по ровной поверхности, висеть, зацепившись ногами, и делать сложные манипуляции с мячиком. Но в списке — те движения, которых хватает для того, чтобы у ребёнка было всё в порядке с координацией и безопасным движением. И огромное количество десятилетних детей не способны с ними справиться. Однако гаджеты и социальные сети тут ни при чём. Все претензии стоило бы обратить ко взрослым.

С больной головы на здоровую

Когда мы сетуем на то, что девочки больше не играют в резинку и скакалку, в «козла» (игра с мячом, который надо перепрыгнуть после того, как он отскочил от стенки), а мальчики забыли футбол на переменках и «канадскую борьбу» (когда дети толкаются боками, убрав за спину руки) и между уроками в лучшем случае обсуждают новости из социальных сетей и прохождение игр, а в худшем — стоят, вперившись взглядом в телефоны, мы как-то упускаем из вида такой аспект, как… доступность движения в современной школе.

Когда проектировали советские школы, кроме коридоров в них создавались и рекреации — общие пространства для того, чтобы дети могли подвигаться между уроками. Однако первое, что узнают родители на собраниях, отдав чадо в школу: «бегать на перемене строго запрещено!» И не только бегать.

Выговор можно получить за игру в резиночки в рекреации, за канадскую борьбу, за попытку достать скакалочки. Рекреации рассматриваются как мини-версия актового зала, как дополнительный спортивный зал или как прихоть архитектора, но не в коем случае не как место, где детям можно и нужно двигаться. Разрешат разве что приседать на месте, но детей не слишком вдохновляет подобный «отдых».

Бегающие, прыгающие, толкающиеся дети — это, с точки зрения многих школ, прежде всего, порча напольного покрытия и синяки, за которые придётся объясняться с родителями. С учётом ситуации с медработниками в школах, администрация также очень боится пропущенного сотрясения мозга или вывихов. Даже стоящие в некоторых рекреациях шведские стенки неприкосновенны! Во‑первых, от детей они портятся, во‑вторых — а вдруг что?

Игры во дворе? Но во многих школах запрещено выходить во двор на переменах. Клумбы потопчут, с уроков сбегут, ну и, конечно, головы друг другу проломят. Снова — а вдруг что. И этим «а вдруг что» страдают не только педагоги, сами родители тоже предъявляют претензии, если ребёнок бегал в коридоре или дворе и рассадил колено. И не только потому, что родители боятся претензий от опеки. Они… просто боятся.

Современные родители необычайно тревожны; речь уже заходит о массовом неврозе. У каждого поколения есть свой массовый невроз, угадайте, какой у нашего? Вы ведь часто слышите слово на букву Б, не так ли?

Безопасность очень небезопасна

Шведские исследователи первыми забили тревогу. Культ безопасности ребёнка обернулся неожиданной стороной. Родители из тревожности не дают детям гулять во дворе без присмотра, детским компаниям — ходить в лес, на детской площадке одёргивают малышей, пытающихся куда-то залезть. В результате — естественная тяга ребёнка к движению подавляется.

В конечном счёте это выливается в то, что он становится неусидчивым, всё время вертится во время занятий или просмотра кино — тело требует своего, ведь для детей от природы характерна высокая двигательная активность (с некоторыми вариациями, в зависимости от темперамента и состояния здоровья).

Однако сама по себе нехватка движения не страшна. Страшно, что не происходит нормальной ежедневной мелкой тренировки тела, которая помогает избежать травм в ситуации, когда нагрузка повышается по какой-то причине. Дети больше не умеют падать безопасно и, хотя их день за днём берегут от падений, когда несчастный случай всё же происходит — получают травмы неожиданно более серьёзные, чем во времена нашего детства.

Кроме того, «безопасные» детские площадки на самом деле не останавливают тягу многих детей к экспериментам. Дети, следуя инстинкту, изобретают новые, неочевидные родителям способы проверить себя на прочность, силу и ловкость, и эти способы куда опаснее традиционных залезаний на дерево или попытки проползти по‑пластунски под качелями.

Тяжёлые травмы на «безопасных» детских площадках случаются чаще, чем на «опасных», где дети регулярно получают синяки и ссадины и подворачивают ноги.

И всё же ситуация с движением в скандинавских странах лучше, чем в России. В отличие от российских школ, скандинавские поощряют прогулки и подвижные игры во дворе. Конечно же, на случай совсем опасных ситуаций за детьми приглядывают — но никто не запретит детям лазать, бегать, играть в мяч и толкаться (но не драться!).

По причине того же беспокойства из-за безопасности, а так же, частично, из-за ситуации с разводами, из-за которых дети по выходным встречаются с отцами, а не гуляют со сверстниками (а еще занимаются с репетиторами на другом конце города), из детской культуры пропали командные дворовые игры. В норме дети постарше обучали этим играм младших, напрямую или просто своим примером. Сейчас эта культура передачи знаний и навыков внутри детской компании просто пропала.

Когда неравнодушные родители пытаются её возродить, часто сталкиваются с тем, что детям интересно, но трудно — они не привыкли к активному, тем более сложному, с правилами, движению.

Обычный аргумент против критики культа безопасности в России — воспоминания о том, сколько подростков в девяностые, из поколения «как мы выжили», умерло или покалечилось. Да, во времена, когда многие родители вообще никак не могли уделять внимания своим детям. Такие радикальные противопоставления подхода к детям и их безопасности, собственно говоря, верный признак невроза: для невротика в подходе часто существует только «или… или…», без промежуточных состояний.

Отказ от полного ограничения ребёнка в движении и общении со сверстниками в неформальной обстановке (не на кружке или в школе, где почти все взаимодействия урегулированы взрослыми и сильно урезаны) не означает исключительно отказ от беспокойства за ребёнка вообще.

Без сомнения, стоит вырабатывать новые или вспоминать старые тактики, чтобы наполнить жизнь ребёнка подвижными играми и проверками на ловкость, которые, надо сказать, важны и психологически тоже. Лучше бы заняться этой проблемой вместо того, чтобы сваливать вину взрослых на детей и гаджеты в их руках.

Фото: Shutterstock