Как наряжали ёлку наши предки?
Уже во времена Средневековья жители Европы приносили сначала ветки ели, а потом и целую елку к Рождеству, потому и называли ее «рождественским деревом», наряжая символичными украшениями, каждое из которых несло религиозный смысл. Верхушку венчала «Вифлеемская звезда», а на ветках развешивали съедобные игрушки, они же были и подарками, которые потом полагалось съесть на счастье…
Сладкие вафли и пряники напоминали о пресных хлебах — символе причастия, спелые и сочные яблоки олицетворяли запретный плод, орехи — как знак непостижимости божественного промысла. Но вскоре обнаружилось, что чем вкуснее и аппетитнее украшена елка, тем быстрее от ее наряда ничего не остается. И начиная с середины 18 века игрушки стали делать из бумаги, яичной скорлупы и еловых шишек — это и были первые примитивные «несъедобные» елочные украшения. Вскоре появились умельцы, которые из латуни и чеканки изготавливали замысловатые фигурки сказочных фей и ангелочков. В конце 18 века рождественскую елку уже украшали бумажными цветами, позолоченными вещицами, блестящими серебристыми звездочками и мишурой, которую делали из тонкой оловянной проволоки, закрученной в спираль.
Так бы и наряжали елку под праздник всевозможными поделками, если б не мастера-стеклодувы из небольшого тюрингского городка Лауша, что в Германии, которые в 1848 году в одной из многочисленных в то время стеклодувных мастерских изготовили первые елочные шары. Были те шары не такими легкими и хрупкими, как сегодня, и делались из тяжелого прозрачного или цветного стекла. Чтобы они зеркально блестели, изнутри их покрывали тонким слоем свинца, а снаружи для пущей красоты — разноцветными блестками. Это было ново, красиво, но небезопасно: шары отягощали ветки ели своим весом, свинцовое покрытие могло причинить вред здоровью, а стоило такое украшение недешево.
Лишь спустя 20 лет, когда в Лауше открыли газовый завод, технология изготовления елочных игрушек дошла до совершенства. Газовые горелки разогревали стекольную массу до таких высоких температур, что стекло становилось тонким-тонким, а елочные шарики получались легкими, почти невесомыми. Когда технология была уже знакома и отработана, фантазия мастеров заработала на полную мощность.
Из податливого и пластичного стекла стало возможно делать игрушки любых форм и размеров — от фруктов и животных до птиц и маленьких амфор. Изнутри их теперь зеркалили нитратом серебра, а каждую игрушку расписывали вручную серебряной и золотой пылью, поэтому двух одинаковых было не найти.
Стеклодувы Лауши не просто прославили свой маленький городок на весь мир. Они, как волшебники, почти полвека дарили людям под Рождество чудо. Благодаря предприимчивым американцам в 1880 году новогодние украшения стали довольно ходким экспортным товаром и вскоре получили известность во всем мире. Но лишь в начале 20 века на рынке рождественских украшений производители Японии и Богемии, а потом США и Польши потеснили Германию. А затем эти хрупкие и красивые изделия начали выпускать и другие страны, где существовал обычай наряжать елку.
До 1900 года в народе считалось, что елка должна выглядеть ярко и броско, быть сплошь усыпанной игрушками всех цветов радуги. С наступлением 20 века стали популярны елки в стиле «минимализма» — строгие, вычурные, с игрушками в серебристо-белых тонах. Спустя несколько лет мода снова изменилась: стеклянные шары стали использовать мало, заменив их на соломенные звездочки и фигурки из картона и блестящей бумаги. Особым разнообразием и спросом славились игрушки из Дрездена, раскрашенные от руки: всевозможные музыкальные инструменты, а также игрушки в стиле «техно» — экипажи, запряженные лошадьми, колесные пароходики, дирижабли — и, конечно же, зверушки: аисты, лягушки, зайцы, волки и медведи — все находили свое место на пушистых ветвях рождественских елок!